Разновозрастная группа – это продуманно или случайно? Какой в этом смысл, если им нужны разные по сложности занятия? А если старшие будут маленьких обижать?
Разновозрастная группа – это, по сути, нормальная социальная ситуация.
Мы, взрослые, сталкиваемся с ней каждый день, например, в рабочем коллективе, ежедневно общаясь с людьми как намного старше, так и намного моложе себя. Полезен ли ребенку опыт, дающий представление о том, что есть те, кто старше его, и те, кто младше, и в чем различия между разными возрастами? А почему же нет?
Группа подобна многодетной семье, где ребенок видит себя одновременно в настоящем, в прошлом (видя младших детей), и в будущем (наблюдая за старшими). Он помогает тем, кто младше его, и может обратиться за помощью или объяснением к тем, кто старше и опытнее. Он гораздо глубже представляет социальные отношения, чем те его сверстники, опыт общения которых ограничен средой ровесников.

На занятиях в разновозрастной группе старшие дети могут помогать младшим, делиться полученными знаниями, тем самым понимая ценность своего опыта, отчего их мотивация к познанию существенно возрастает. В свою очередь, младшие дети «тянутся» за старшими, стремятся не к абстрактному, а к реальному, наблюдаемому эталону: они видят, какими смогут стать через некоторое время.

Что касается конфликтов между детьми, то наибольшее число столкновений интересов наблюдается как раз в среде ровесников, где у всех детей примерно одинаковые потребности, цели и интересы, что порождает конкуренцию. Ведь ребенку гораздо проще уступить тому, кто младше его, нежели сверстнику.
Кроме того, дети разного возраста работают с разным материалом, соответствующим их актуальным потребностям. Так что причин для конфликта просто не бывает.
Общие занятия на кругу так же очень полезны и для младших и для старших. Педагог так проведет круг, что маленькие смогут усвоить что-то для себя, а старшие проявить себя как уже знающие и углубить свои знания.

Кроме того, раз группа разновозрастная, иерархия детей в ней выстраивается значительно легче. Ведь бич одновозрастных групп в традиционных садах – борьба за власть. Это и рукопашные схватки, и ябедничество, и подхалимство. И все это для того, чтобы выделиться среди сверстников, завоевать авторитет.

Кроме того, раз дети одного возраста, им нужно одно и то же. Отсюда отнимание и драки за игрушки. В нашей же разновозрастной группе старшие помогают младшим, потому что они помнят себя пришедшими сюда малышами и как им все помогали. Им не надо нецивилизованными методами доказывать свое превосходство. Младшие и так не оспаривают, а очень сильно уважают их авторитет. А работа педагога в том числе и состоит в том, чтобы все это направлять и корректировать.

Кроме того для многих старших детей, с которыми дома или до садика очень много занимались формальными знаниями (буквы, цифры) очень сложно найти стимул к занятиям. Им уже ничего не интересно, лень и вообще ничего не хочется изучать. К таким детям можно подобрать ключик через помощь малышам. Когда они наконец поймут, что их знания нужны не только маме или учителю, а и им самим хотя бы чтобы научить младшего, тогда-то у них и вырастают крылышки. И они уже начинают заниматься и двигаться вперед с удвоенной силой.