Методика раннего развития и обучающие материалы Н. А. Зайцева основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, на системности подачи. В легкой, ненавязчивой, интересной, игровой форме малыш очень быстрыми темпами овладевает различными навыками.

Методика ЗайцеваРаскованность обстановки главное условие занятий. Дети могут сидеть на полу, перемещается по комнате, заниматься на спортивных снарядах. По мнению Николая Александровича, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по пособиям Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. В игре дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, писать и считать.

Занимаясь с ребёнком по этой методике, задействуются такие органы его чувств, как осязание, слух и зрение. Это становится, возможным благодаря высокому уровню восприятия окружающего. Что в свою очередь влияет на активное развитие речи и творческих способностей детей.

Важнейшим преимуществом системы Зайцева является то, что она негативно не отражается на здоровье малыша.

Цель применения развивающих игрушек по методике Зайцева. Данная методика наилучшим образом подходит для изучения чтения, письма, языков, математики и арифметики, логики и мышления, познания окружающего мира, письма и каллиграфии, грамматики. Методика Зайцева развивает усидчивость и внимание. Позволяет освоить программу начальных классов ещё в дошкольном возрасте.

Развивающие пособия Зайцева разнообразны. Это игрушки, кубики издающие разные звуки, музыкальные инструменты, пазлы, строительные наборы, таблицы слогов и арифметических действий и т.д.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, "железные", "деревянные" и "золотые". Кубики по-разному весят и звучат.

"Золотые" кубики - звенят, "железные" - гремят, "деревянные" глухо постукивают. Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Детям от 3,5-4 лет кубики помогают научиться читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственная разница в том, что для занятий с маленькими детками необходимо изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, больше заниматься с кубиками и исключить занятия по таблицам.

Обучению способствует пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах и на кубиках Зайцева достаточен для легкого восприятия ребенком с расстояния в несколько метров.

С 3-х лет детям предлагается методика счёта, на основе таблиц Зайцева. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов. Четные и нечетные различаются по цвету, ясно показан и состав числа: количество десятков и единиц.